Применение инвентаризационной описи товарно-материальных ценностей

Какой бы гуманитарной ни была сфера деятельности человека, ему все равно приходится, так или иначе, вступать в различного рода материальные обязательства. Всем хорошо известно, что даже предоставление коммунальных услуг в наши дни оформляется цивилизованным путем и лежит в правовом поле.

Ноуты

Поэтому сегодня очень важно знать, что практически в каждой сфере деятельности и на любом предприятии проводится учет материальных ценностей. Будь то товарные остатки, промышленное производство, а также производственные мощности, оборудование и другие предметы, имеющие материальную ценность.

Скорее всего, все взрослые люди сталкивались с тем, как во время одного дня проводится перепись мебели, оборудования, других предметов, вплоть до канцелярских принадлежностей. Обычно из штатных сотрудников назначается инвентаризационная комиссия из трех – четырех человек, которые и занимаются учетом и проверками такого рода.

Для того, чтобы правильно провести данную работу, нормативными документами четко обозначены реестры общего и бухгалтерского назначения.

Это документ, который носит название инвентаризационной описи товарно-материальных ценностей, а также сличительные ведомости, акты расхождения и другие документы, связанные с учетом, хранением, движением материальных единиц внутри предприятия на строго определенную дату и время. О том, что значат эти процедуры в правовом отношении и насколько важны документы, рассмотрим ниже.

Определение понятий

Документы по учету оборота материальных ценностей требуют особого внимания при составлении, а формирование их пунктов и позиций является сложным и ответственным занятием, где отсутствуют мелочи. Особая роль в реестре учета отводится каждой цифре и буквально любому наименованию.

Обычно развернутый пакет документов, являющихся обязательными приложениями к инвентаризационным ведомостям, представлен различными дополнительными соглашениями, уточняющими позиции основной ведомости.

Здесь же присутствуют копии транспортных накладных, актов на перемещение товарно-материальных ценностей (ТМЦ) как внутри предприятия или его структурных подразделений, так и вне производственных помещений компании или организации:

  • Инвентаризация – это один из наиболее важных основных элементов учетных операций, а также методический прием для того, чтобы фактически контролировать наличие при ведении ревизии или аудита.
  • Опись – перечень всех материальных ценностей и финансовых обязательств, предусматривающий точное описание каждого объекта согласно номенклатурных обозначений и присвоенных инвентарных номеров.

Специализированный складской и бухгалтерский учет ведется на нескольких типах документах. Согласно со статистической отчетностью, все они обладают специальными обозначениями, при помощи которых унифицируется проведение обработки больших массивов информации в отношении ТМЦ.

Они обычно наиболее масштабный объект для работы и осуществления учетных процедур. Формы под шифрами ИНВ № от 1 до19, а также М-21 Инвентаризационная опись позволяют вести процесс учета в различных, удобных для анализа данных разрезах по разным группам ценностей, счетам и субсчетам.

Методическими основаниями являются Закон РФ № 402 “О бухгалтерском учете …” и указания по проведению пересчета имущества МФ России № 49 зарегистрированные 13июня 1995 года.

Когда применяется

Применение переучета ценностей на предприятии или в организации имеет двоякое значение. Тем же ФЗ № 402 предусмотрены обязательный и спонтанный тип проведения инвентаризационных действий. Все нюансы относительно инвентаризаций – их количество, время, перечень объектов в приказном порядке устанавливает руководитель или владелец компании.

Обязательные мероприятия характерны следующими особенностями:

  1. Ежегодное проведение в конце календарного отчетного года.
  2. Продажа недвижимости и имущества, а также предоставление ее в аренду.
  3. Кадровые перестановки.
  4. При ликвидации стихийных бедствий, затоплений и др.
  5. Реорганизационные или ликвидационные процедуры на предприятии.

Внезапная инвентаризация является целесообразным мероприятием, назначаемым при выявлении и подтверждении следующих данных:

  • Обман потребителя.
  • Присвоение ценностей, стоящих на балансе предприятия.
  • Факты о теневом производстве неучтенных партий продукции.
  • Неучтенная продажа, уничтожение фондов, оборудования и имущества.

Если о начале плановых мероприятий известно коллективу штатных сотрудников, то о проведении внеплановых переучетов не уведомляют никого, кроме председателя комиссии.

Данные, которые указываются

В этом комплексном пакете учетных данных инвентаризационной ведомости придается особое внимание. Эта необходимая форма характеризует суть финансового состояния предприятия и конкретизирует большинство необходимых экономических позиций.

Если Приказом руководителя обозначено, что будут произведены пересчет и сличительные бухгалтерские манипуляции, выполнены определенные подготовительные работы по документации, то предварительно будут проверяться все данные, которые занесены по каждому объекту учета.

Это три основные блока информации:

  1. Преамбула, состоящая из наименования юридического лица, мест хранения ТМЦ, состава членов счетной комиссии, личных данных лица, несущего материальную ответственность, его расписки, даты и времени начала и завершения инвентаризационных действий.
  2. Основная часть. Здесь прописаны порядковые, номенклатурные номера, название объекта, сортность и артикулы. Основную информацию несут следующие колонки — единицы измерения и их цены, состояние по учетным данным, количественные и суммовые показатели по документам и по факту. Отклонения в суммовом исчислении — недостача или излишки.
  3. Конец описи. Зафиксированы строки по описи в количестве, выведены итоговые показатели по колонкам, подписи членов комиссии и лица, несущего материальную ответственность.

Расписки МО лица об отсутствии претензий, о совершении пересчета при нем и полном отсутствии претензий к проведенному пересчету и его правильности.

Правила заполнения

Инвентаризационная ведомость — это учетная форма в бухгалтерии обозначена номенклатурным шифром как ИНВ-3. Данный документ используется как реестр унифицированной формы, утвержденной Постановлением Государственного Комитета статистики РФ за № 88, прошедшем регистрацию 18 августа 1998 года.

В нем отражаются сведения:

  • По документальному и фактическому наличию по товарно-материальным ценностям.
  • Производственным запасам.
  • Готовой продукции.
  • Товарам и прочим запасам, в предназначенных местах для хранения и этапах движения по производству или внутри организации.

Пример заполнения

Примеры для правильного заполнения ведомостей по инвентаризации, как и основные методические рекомендации можно найти на специализированных сайтах, в демонстрационных версиях комплексных бухгалтерских программ и узконаправленных локальных автоматизированных складских программах класса 365.

Бланк инвентаризационной ведомости — скачать (в формате word).

Правила внесения данных в таблицу

Сведения о наличии ТМЦ в инвентаризационные документы заносятся точно по позициям, изложенным в ФЗ № 402 и в соответствии со стандартными требованиям бухгалтерского учета.

Как автоматизировать работу с документами и не заполнять бланки вручную

Это насущная проблема практически каждого бухгалтера. Подключившись к программному обеспечению класса 365, каждый счетный работник получает полный спектр возможностей для плодотворной работы.

Основными приоритетами являются следующие особенности:

  1. Автоматическое заполнение актуальных типовых форм стандартных документов.
  2. Ведение количественного учета в местах хранения и на складах.
  3. Печать документации со сканированными оттисками печати и подписей.
  4. Выгрузка бухгалтерских документов в любом из форматов — Excel, PDF, CSV.
Программа работает быстро, осваивается легко, не требует особых навыков в области программирования или использования иных систем или ресурсов. Благодаря этому продукту можно значительно интенсифицировать работу материального отдела бухгалтерской службы, главного финансиста предприятия, экономистов и учетчиков.

Это позволяет не только значительно улучшить учет, но и сделать его маневренным, прозрачным и доступным для получения данных в любой момент.

Получите бесплатную юридическую консультацию прямо сейчас

Оставить комментарий

очиститьОтправить