Оплата простоя по вине работодателя — расчет заработной платы

Остановка работы предприятия — ситуация, безусловно, неприятная, но, тем не менее, часто встречающаяся. Ведь таким образом, можно существенно сэкономить на содержании штата в непредвиденной ситуации. Главное, чтобы и у вас, и у трудового инспектора сошлись его причины, срок и оплата.

Итак, под «простоем» принято понимать остановку работы организации из-за экономической, технической, организационной причины, или их совокупности. Законодателями, это понятие обозначено в статье 72.2 Трудового кодекса РФ. Под это явление может попасть как целое предприятие, так и определенная его группа или же, вообще, один человек.

Женщина

Также обстоит дело и виновниками в данном вопросе — сам сотрудник, руководство предприятия, нет вины ни того, ни другого.

Важно! Поломка оборудования или аналогичная причина для простоя обязательна к уведомлению руководству компании, любым путем и в любой форме, если другое не предусмотрено.

Обязанностью работников в вопросе уведомлениям о данной ситуации и ее причине, будет считаться выполненной, когда он доложит об этом факте своему непосредственному руководству.

Важно! В случаях, когда несвоевременное оповещение об этом, имело для предприятия причинения ущерба материального плана, сотрудника привлекут к материальной ответственности.

Разные причины — разные последствия

В трудовом кодексе, четко обозначены причины этих событий и их разделение на 3 основных:

  • Виноват работодатель — административная приостановка деятельности, диверсификация или перепрофилирование работ, экономический кризис, нарушение предприятием договорных отношений с партнерами, отсутствие спроса на производимый товар и подобное.
  • Виноват работник — нарушил технику безопасности, трудовую дисциплину, умышлено повредил оборудование, инструмент и подобное.
  • Нет вины ни работодателя, ни работника — авария, стихийное бедствие, погода, техногенная или природная катастрофа и подобное.

Также принято классифицировать их, как:

  • кратковременные — несколько часов в смене или целая;
  • длительные — несколько рабочих дней или еще больше;
  • локальные — небольшая группа сотрудников;
  • массовые — целая организация.
Важно! От того, кто или что послужило причиной этого, будут зависеть и последствия, которые за этим последуют.

Действия работодателя при простое

Когда работодатель понимает, что этой ситуации не избежать и вина тут, целиком и полностью, его, в обязательном порядке нужно оповестить сотрудников, которые под него попадут.

Для этого формируется приказ, в нем обозначают период на которые попадает этот период, а также:

  • обозначение виноватого в нем;
  • причины, повлекшие данную ситуацию;
  • дата начала и окончания этого явления (если имеется такая информация);
  • указание цехов, участков или групп, которые будут находиться в нем;
  • прописана оплата за него;
  • назначен сотрудник, ответственный за выполнение данного документа.
Важно! Все сотрудники попадающие под это, обязательно должны поставить свои визы на таком приказе, обозначая этим свое ознакомление с ним.

Законодатели не обозначили возможную длительность этого явления, и это дает нерадивым работодателям возможность пользоваться этим на свое усмотрение.

После уведомления сотрудников о возникшей ситуации работодатель должен направить письменное уведомление в местную службу занятости, но не позднее трех дней после выставления приказа о нем. Для данного уведомления не предусмотрена специальная форма, поэтому применяется произвольная.

Нарушение в таком уведомлении повлечет за собой штрафные санкции:

  • гражданину — 100 — 300 рублей;
  • должностному лицу — 300 — 500 рублей;
  • юридическому лицу — 3000 — 5000 рублей.

Предприятия обычно не направляют такие уведомления, если он кратковременный, но это нарушает закон, ведь в нем любые простои обязательны к оповещению в службе занятости.

Факты

Кризис экономики всей страны повлек за собой сбои в работе не одного предприятия. Так за один год, начиная с декабря 2008 года в него были отправлены более 200 тысяч сотрудников, длительность их также была различна. И многие предприятия, не желали платить и обосновывали данный факт, как не зависящих от них.

Так, в начале 2009 года, Челябинским областным судом вынесено определение в котором, обозначил данную позицию, как неправомерную и незаконную. Согласно ему, кризисное положение экономики страны не считается показателем невозможности организации исполнять свои обязанности перед сотрудниками.

Не удивительно, что в кризисные периоды существования нашей страны, у трудовых инспекторов работы невпроворот. Выявляются множественные нарушения, а за ними в ход идут административные наказания. Чаще других штрафуют за проведение оплаты по ним ниже положенных полных 2/3.

Ответственность

Нарушая их оплату как в полной невыплате, так и частичной работодатели привлекаются к ответственности административного плана:

  • должностное лицо — 1000 — 5000 рублей;
  • предприниматели, не являющиеся юридическим лицом — 1000 — 500 рублей или остановка деятельности фирмы до 3 месяцев;
  • юридические лица — 30000 — 50000 рублей или остановка деятельности фирмы 3 месяцев.

Оформление простоя

Для начала нужно произвести заполнение табеля учета рабочего времени по форме Т-12 или Т-13 в графах по ним, указывая его вид и длительность, с применением специальных кодов.

Для каждой смены, которая прошла в нем, будет заведен и заполнен лист учета этого факта. На каждом предприятии устанавливается своя форма данного документа, но с отображением следующих данных:

  • полное название организации;
  • датирование листа;
  • полные идентификационные данные ответственного за операцию лица;
  • описание операции;
  • причина и виновник данной ситуации;
  • его часовая характеристика;
  • начисленная за него заработная плата;
  • визы ответственных представителей работодателя.

Данный документ обязаны подписать директор организации и главный бухгалтер.

В акте об этой ситуации нужно будет отобразить информацию о ситуации, которая способствовала возникновению простоя, и ее влияние на расчет выплат по заработной плате, лиц отдыхающих из-за данной ситуации.

Его форма также не унифицирована, но требует отображения информации о:

  • длительности данной ситуации;
  • причину ее возникновения;
  • виновное лицо.

На усмотрение руководства тут могут указать:

  • цифровое выражение потерь компании на этот период;
  • его налоговый вычет;
  • общее денежное выражение выплат сотрудникам и подобное.
Важно! Акт о простое выписывается в случаи завершения данного события, и требует фиксации документально.

Оплата времени простоя

В статье 157 ТК РФ прописано, как нужно оплачивать его временной промежуток:

  • вина предприятия — 2/3 от средней заработной платы;
  • вина работника — 0;
  • ни тот, ни другой — 2/3 от ставки оклада.
Важно! Некоторые предприятия вносят в трудовые соглашения сотрудников пункты, согласно которым, выплаты при них будут больше. Поэтому при расчете надо будет ориентироваться по ним, их нет — по букве закона.

Расчет заработной платы при простое по вине работодателя

Как было сказано выше, при его оплате, произошедшего по вине предприятия, должна быть равна 2/3 от среднего заработка работника. Чтобы определить это нужно:

средний дневной заработок * дни простоя

При условии, что он длился не весь рабочий день:

средняя часовая оплата * часы простоя

Расчет заработной платы при простое по причинам, не зависящим от работодателя и работника

В данной ситуации нужно отталкиваться от вида расчета заработка работника:

  1. повременный;
  2. сдельный.

В первом случае, исчисление будет опираться на:

  • часовую ставку;
  • дневную ставку;
  • месячный оклад.

Работник работает по часовому тарифу, его зарплата будет равна:

(часовая ставка * кол-во часов работы без простоя) + ((часовая ставка* 2/3) * часы простоя)

Работник работает по дневному тарифу, его зарплата будет равна:

(дневная ставка * кол-во дней с стандартном графике) + ((дневная ставка * 2/3) * дни простоя)

Работник работает по месячному окладу, его зарплата будет равна:

((ставка оклада / дни в месяце) * кол-во дней работы без простоя) + ((ставка оклада * 2/3)* кол-во дней работы без простоя * кол-во дней простоя)

Оплата простоя и налоги

Оплаченный простой должен быть отображен в налоге на прибыль, как совокупность внереализационных расходов. Налоговые службы были категорически против такой ситуации, но в ходе судебных разбирательств судьи принимали сторону предприятий.

Важно! Позиция Президиума ВАС РФ — денежные потери предприятия, которые пошли на оплату этого явления рабочим, не могут быть названы экономически неоправданными.

НДФЛ с такой выплаты по нему будет обязателен к уплате, т. к. его нельзя отнести к не облагаемым компенсационным выплатам.

Из выплаты по нему заберут также:

  • ЕСН;
  • страховой взнос в пенсионный фонд;
  • страховка по «несчастным случаям».

Кроме вышеуказанного, другое не подлежит вычитанию из вашего заработка, в противном случае, это будет незаконным.

Получите бесплатную юридическую консультацию прямо сейчас

Оставить комментарий

очиститьОтправить