Что это и для чего это нужно
Все элементы стратегического планирования компаний различных сфер деятельности разрабатываются с целью увеличения производительности, прибыльности и усиления лояльности сотрудников. Правильный выбор потенциальных сотрудников напрямую влияет на эти факторы, поэтому отбору персонала в компании придают особое значение. Процедура поиска и подбора отталкивается от потребностей предприятия и начинается с описания вакансии.
Одним из самых распространенных и эффективных инструментов подбора является отбор кандидатов по резюме. После него может осуществляться:
- телефонный скрининг, для уточнения деталей, не указанных в резюме и отсеивания кандидатур, неподходящих под описание вакансии;
- очное интервью (как правило, их бывает несколько);
Резюме – это лаконичная профессиональная самооценка соискателя, где указывается информация:
- о квалификации, навыках, знаниях;
- об опыте;
- о достоинствах;
- о личностных качествах;
От того как правильно и грамотно оно будет составлено зависит решение работодателя: «перспективна» либо «не перспективна» кандидатура соискателя.
Какую информацию нужно указывать и в какой последовательности
Резюме бывают следующих основных типов:
- функциональное – для демонстрации навыков и умений, в меньшей мере опыта;
- таргетированное – составляется под определенную должность;
- хронологическое – описывается подробно опыт в обратной хронологической последовательности;
- смешанное – объединены сильные аспекты функционального и хронологического;
Самым популярным видом является хронологическое резюме, в котором следует зафиксировать, в последовательности по пунктам:
- Имя, фамилия (можно Ф.И.О. полностью).
- Личная информация (дата рождения, семейный статус, наличие ребенка, гражданство при поиске работы в другом государстве).
- Опыт (обратная хронологическая очередность в формате «мм.гггг», с указанием профессиональных достижений и причин увольнения).
- Образование (основное, например, вуз с указанием периода обучения и дополнительное – курсы, семинары).
- Профессиональные навыки (компьютерная грамотность: уровень, программы; владение методами продаж; основы ведения аналитики, учет товарных запасов и т. д.).
- Личные качества (указываются те, которые больше подходят в разрезе определенной вакансии)
- Дополнительная информация (наличие автомобиля: стаж вождения, категория прав; знание языков: родной – на первом месте, иностранные указываются с уровнем владения).
- Интересы и увлечения (кратко, но определенно).
- Рекомендации (указываются, когда есть реальные рекомендатели, у которых предварительно следует поинтересоваться можно ли дать их контакты работодателю). 8-9 пункты – необязательные.
В конце желательно указать реальный уровень заработной платы, с которого хотелось бы стартовать на данной должности.
Особенности составления
Основный принцип написания резюме: выделить положительные моменты биографии и сделать неприметным по мере возможности то, что нельзя отнести к сильным качествам. Документ должен соответствовать следующим требованиям:
- Лаконичность. Излагается информация кратко, не более чем на двух страницах. Акцентировать внимание надлежит на ключевых моментах.
- Реалистичность. Все, что указано в документе соответствует действительности, и при собеседовании будет обосновываться.
- Структурированность. Сведения описываются в определенной последовательности и соответствуют конкретной форме.
- Избирательность. Обозначается цель, т. е. нужно определить, какая вакансия интересна, есть ли шанс получить данную работу, учитывая знания и собственный профессиональный опыт.
- Конкретность. Например, не следует писать: занимался обучением. Более четкая формулировка: обучил двух сотрудников.
- Действенность. Используют глаголы действия, избегают пассивных оборотов. Не нужно писать: отвечал за контроль деятельности…, лучше: контролировал работу…
- Акцент на достижениях. Не стоит бояться казаться нескромным, хороший сотрудник умеет себя презентовать.
- Позитивность. Например, снизил процент потерь продаж или увеличил объем продаж, как лучше писать – разница очевидна.
Правила оформления резюме
Через сотрудника кадровой службы за рабочий день могут проходить десятки резюме. Документ, оформленный по следующим правилам, выделит кандидатуру среди массы претендентов:
- Если информация не вмешается на двух страницах, можно уменьшить шрифт, но читаться она должна легко. В конце первой страницы пишут, что продолжение следует, указывают номер листа и фамилию.
- В ситуациях, когда информации недостаточно для полного заполнения листа, сведения размещают таким образом, чтобы на странице не было пустых мест.
- Официальный стиль оформления, без фильтров Adobe Photoshop, с использованием только одного шрифта и одного формата (например, 12–Times New Roman либо же Arial).
- Пункты резюме отделены друг от друга.
- Ф.И.О., заголовки выделяют полужирным начертанием.
- Для положительной визуализации личности послужит удачно подобранная фотография, где соискатель одет в одежду делового стиля.
- Проверка правописания (кнопкой F7 в Word). Следует дать вычитать кому-то составленное резюме перед отправкой. В случае наличия ошибок, документ становится неконкурентным.
- Параметры страницы: левое поле – 2,5 см, все остальные поля – по 2 см. Предусматривают использование 10-го формата шрифта и уменьшение полей на 1 см. Если резюме надо будет отправлять факсом, то поля сужать нельзя, текст будет нечитабельным.
- При распечатывании применяется только качественная белая бумага.
Ошибки при составлении
Ошибки при составлении документов не только раздражают, но и говорят о невнимательности, невысоком образовательном уровне, флегматичности кандидата, которому недосуг было вычитать резюме. Отсутствие структурирования и форматирования в тексте потенциально вызывает отторжение у работодателя или лица представляющего его.
Перечень традиционных ошибок и неточностей:
- Неопределенность цели. Лучше не указывать ее, если заведомо она примитивно выражена.
- Неподходящее фото или его отсутствие.
- Недостаток хронологии вызывает лишние затраты времени на поиск нужной информации и указывает на неуспешный опыт соискателя.
- Неинформативность. Длинные пункты функциональных обязанностей напоминают должностную инструкцию, говорят о том, что кандидат скорее неспособен четко и кратко выражать свои мысли, плохо владеет профессиональной лексикой.
- Доступность контактов. Указываются все, по которым удобно связаться и назначить интервью с претендентом.
Также следует избегать употребления местоимения «Я» и лишних подробностей, в частности, об учебе в школе или службе в армии.
Рекомендации и нюансы
Значение каждого из указанных в документе для карьеры слов нельзя недооценивать. Использование сильных и слабых слов – дополнительный аспект для составления эффективного резюме.
Другая сторона медали – слова, которые набили оскомину либо лишние и не конкретизированные. От них следует уходить, заменять синонимы или конкретизировать значение фактами, примерами. Например: коммуникабельный (есть в 90 % резюме), креативный, организованный, успешный, эффективный, мотивированный. Слова действия: осуществлял деятельность, обеспечивал выполнение, принимал участие, способствовал и т. д.
Признаки грамотного резюме
Грамотность составленного резюме заключается не только в отсутствии оплошностей. В большинстве случаях в документах следуют придерживаться официального стиля. Исключением могут быть нестандартные резюме, которые составляют для получения неординарных должностей, где требуются творческие и необычные навыки и умения. Но даже в таких бумагах, не следует писать в данных о себе: «Иванова Люба», «Чижиков Дениска». Особенно смешно это выглядит, если соискатель уже достигает 40-летнего возраста.
Нелишним будет периодически обновлять свой документ карьеры. Еще совсем недавно приветствовались резюме в табличной форме, с обязательными атрибутами: цель, рекомендации. В последнее время такой стиль написания утратил свою актуальность.
Заключение
Составляя резюме, можно представить себя в роли очень занятого менеджера по персоналу. Резюме должно быть таким, чтобы менеджер увидел, что это именно та кандидатура, которая необходима компании для решения поставленных задач и достижения целей.
Надлежит критически оценить свое творение на предмет ошибок и неточностей, выдержанности структуры и хронологии, информативности. В нем должна быть интрига, а не фразы, вызывающие сонливость или разочарование от потраченного времени.