Правила написания объяснительной на работе

От неприятной ситуации никто не застрахован. Опоздания, аварии, недостачи – вот неполный перечень этих происшествий. Чтобы смягчить последствия произошедшего или вовсе избежать наказания полезно уметь писать объяснительные записки.

Основными задачами такого документа является пояснение и оправдание. Он считается официальным, поэтому регистрируется и хранится по общим правилам документального оборота.

Объяснительная

Какие ситуации требуют пояснений?

Происшествий, участником и виновником которых является гражданин, существует множество. Однако их можно классифицировать на несколько групп:

  • принесшие вред имуществу и (или) жизни:
    • автомобильная авария;
    • поломка оборудования на предприятии по вине работника;
    • несоблюдение норм и правил труда;
    • отказ или неполное выполнение трудовых обязательств;
  • отсутствие гражданина на месте:
    • прогул;
    • опоздание;
    • оставление рабочего места на некоторое время без видимых причин;
  • экономические:
    • хищение;
    • недостача;
    • предоставление недостоверной информации в контролирующие органы;
  • дисциплинарные:
    • появление на рабочем месте в состоянии алкогольного или наркотического опьянения;
    • некорректное поведение.

Требование об объяснении случившегося может быть направлено к виновнику в письменной или устной форме. Ответить необходимо в течение двух рабочих дней с момента получения. Если оппонент отказывается от пояснений, то он только в письменной форме сообщает об этом. Практика показывает, что спокойнее потратить время на написание записки, чем получить взыскание, и лишиться премии.

Как пишется

Прежде чем сесть за написание объяснения следует успокоиться и подумать над причинами и последствиями случившегося. Стиль написания записки должен быть деловым, а характер спокойным.

Существует правило четырех «не», которое поможет при составлении текста:

  • Не стоит пускаться в длительные повествования и перегружать оппонента лишней информацией.
  • Не допускается применения в тексте словесных оборотов, оскорбляющих стороны.
  • Не следует стыдиться признать свою вину. Своевременное и чистосердечное покаяние может освободить от наказания или облегчить его.
  • Не надо стыдиться попросить проверить на ошибки доверенное лицо, если есть сомнения в собственной грамотности. Почерк должен быть разборчивым. Лучше переписать записку несколько раз, чем стать автором безграмотного и глупого объяснения.

Форма написания

В сборниках унифицированных форм нет бланка объяснительной записки. Однако при составлении следует придерживаться общих правил:

  1. В правом верхнем углу указывается информация о сторонах конфликта:
    • наименование предприятия или организации, фамилия и инициалы директора или уполномоченного должностного лица;
    • должность ответчика, его фамилия и инициалы.
  2. В центре строки «Объяснительная записка».
  3. В «теле» документа:
    • описание нарушения;
    • объяснения причин случившегося;
    • признание или отрицание собственной вины;
    • уверение, что инцидент не повторится.
  4. В правой части строки дата написания.
  5. Подпись виновного с расшифровкой.

В практике принято писать объяснительную ручкой синего или черного цвета на белом листе стандартного формата А4. Однако применим вариант компьютерного или машинописного набора текста. В этом случае обязательна приписка от руки о достоверности записки и подпись с расшифровкой.

Объяснительная опоздавшего куда-либо

Опоздания – бич нашего времени. Пробки, поломки будильников и транспортных средств, грозные собаки и собственная несобранность. Неудивительно, что после второй – пятой задержки начальство грозит лишить премии и требует объясниться в письменном виде.

Цель такой записки предоставить неоспоримые аргументы, что причина временного отсутствия серьезна. Поэтому не стоит рисковать, придумывая неправдоподобные или веселые истории. В целом написание объяснительной записки ничем не отличается от стандартной формы. Такая же «шапка» и обязательная подпись с расшифровкой. А вот над причинами следует задуматься.

В идеале это должна быть честная констатация фактов без прикрас. Но бывает, что по какому-то стечению обстоятельств нет возможности указать действительную причину, в этом случае следует воспользоваться стандартными объяснениями.

По статистике люди чаще всего опаздывают из-за следующих происшествий:

  • поломка личного автомобиля;
  • задержка в работе городского транспорта;
  • прорыв коммуникаций в собственной квартире или соседской;
  • блокировка лифта;
  • неисправность будильника;

Здесь следует быть внимательным, т.к. кадровая служба может проверить достоверность информации. Поэтому при возможности следует предъявить справку от лифтовой службы или чек на ремонт автомобиля датированный утром текущего дня. Важно успокоить работодателя, доказав при этом свою невиновность.

Прогулы

Как и опоздания, прогулы являются одной из самых распространенных причин для конфликта с руководством компании. И если первые могут повлечь за собой лишь дисциплинарное взыскание и штрафы, то последнее обязательно приведет к самым печальным для работника последствиям.

Частые прогулы могут стать причиной увольнения (ст. 81 ТК РФ).

Кроме того, любителям опаздывать три часа и более следует знать, что такое отсутствие приравнивается к прогулу.

В объяснительной записке в первом предложении указывают количество пропущенных дней. Далее кратко излагают причины произошедшего события. Они могут быть различны:

  • Болезнь, не подтвержденная больничным листом. Чтобы этого избежать работник должен уведомить любым доступным ему способом свое начальство.
  • Уход за членом семьи.
  • Экстренные ремонтные работы в доме или квартире.
  • Авария с участием личного и общественного транспорта.
  • Экстремальные погодные явления (гололед, снежный буран).
  • Временное заключение под стражу.

Важно, чтобы объяснение было логичным. При возможности следует приложить к записке справку из ЖЭКа о вызове сантехника или из полиции.

Бытовая травма

Гражданин, получивший бытовую травму во время возвращения с работы на транспорте, не принадлежащем предприятию, раньше должен был писать объяснительную записку. В ней сообщалось дата и время наступления происшествия, его причины.

Делалось это для того, чтобы исключить возможность переквалификации бытовой травмы в несчастный случай на производстве. С 2002 года Трудовой кодекс изменил порядок определения таких случаев, и необходимость писать объяснительные отпала.

Нюансы написания

Памятуя о том, что основными задачами записки являются объяснение и оправдание гражданина, приведем ряд особенностей, о которых можно забыть при составлении.

Объяснение обстоятельств

Если в происшествии виновны несколько работников предприятия, следует попытаться описать ситуацию, излагая только факты, не переходя на эмоции. Не стоит перекладывать собственную вину на других.

Выявленную собственную некомпетентность можно завуалировать недостаточным знанием вопроса, пообещав разобраться в нем в кратчайшие сроки.

Оформление

Предприятие может разработать свою форму записки, основываясь на общепринятом варианте. Этот факт подтверждается приказом по компании. В этом случае документ, составленный виновным не по правилам предприятия, все равно считается действительным.

Прежде чем отдать записку в отдел кадров на регистрацию следует удостовериться, что все записано правильно:

  • Есть информация о сторонах конфликта.
  • Указаны дата и количество часов (дней) отсутствия на рабочем месте или описано иное правонарушение.
  • Приведены все доводы и пояснения.
  • Присутствует дата и подпись виновного с расшифровкой.

Приложение

В качестве подтверждения форс-мажорных обстоятельств необходимо приложить к записке любые подтверждающие документы. Это могут быть чеки или справки.

Срок написания

Виновный имеет в своем распоряжении двое суток с момента получения требования о пояснении. Если запрос составлен в письменной форме, то и ответ должен быть на бумаге.

Регистрация и хранение

Объяснительная записка должна быть зарегистрирована кадровой службой в момент принятия. Она хранится на предприятии и является внутренним документом. Однако в особо серьезных случаях, когда причинён вред здоровью граждан или большой имущественный ущерб, пояснение изымается проверяющими органами и подшивается к делу.

Отказ

Руководство предприятия не может привлечь к ответственности работника, за отказ писать пояснение.

Срок давности

Если у нарушения истек срок давности, то и пояснения не могут быть истребованы.

Получите бесплатную юридическую консультацию прямо сейчас

Оставить комментарий

очиститьОтправить