Особенности написания характеристики на работника

Документ, в котором подробно описаны личностные и трудовые качества работника, принято называть характеристикой. С её помощью потенциальный работодатель может составить определённый портрет специалиста ещё до его вступления на свободную должность.

Такой подход значительно облегчает поиск необходимого кандидата и помогает выбрать наиболее подходящего соискателя в кратчайшие сроки. Каких-либо особых требований по составлению подобной бумаги кадровой службе не предъявляется, однако со временем на любом предприятии могут установиться свои правила и стандарты оформления, которые учитываются сотрудниками отдела кадров.

Существует ряд общих рекомендаций, которые помогут надлежащим образом составить грамотную характеристику с учётом всех норм и требований, предъявляемых каждой престижной организацией.

Мужчина

Назначение документа

Оформление характеристики во многом зависит от основной цели использования данной бумаги работником, определяющей основное назначение документа.

В случае, когда оценка объективных качеств специалиста требуется для оформления кредита в соответствующем банке или с целью возврата водительского удостоверения, тогда характеристика должна быть сконцентрирована на личностных данных сотрудника и составляться на основании этих существенных критериев.

Назначение документа зачастую определяется некоторыми особенностями:

  1. Когда документ требуется на новом месте работы для более детального изучения личности соискателя и выявления всех его профессиональных данных, характеризующих работника со стороны квалификационных требований. Поэтому для этой цели характеристика должна в себя включать также описание и карьерных достижений кандидата на предполагаемую должность, с помощью которых можно более подробно раскрыть потенциал будущего сотрудника.
  2. Если специалист отлично зарекомендовал себя на прошлом предприятии, в этом случае документ с предыдущего места работы может быть оформлен в виде рекомендации, которая поможет сделать выбор нового работодателя в пользу именно этого конкретного соискателя. Также характеристика может потребоваться для осуществления судебных процессов и в случае увольнения работника.

Отличие характеристики на работника от характеристики с места работы

Первая может быть составлена в виде рекомендательного письма, которое вправе содержать в себе лишь положительные аспекты личностных и профессиональных данных соискателя.

Что касается характеристики, предоставляемой работодателем с места работы, то она может включать в себя как положительные, так и отрицательные качества специалиста, проявившего себя в определённых моментах ненадлежащим образом.

Классификация

Такие документы делят на две основные группы:

  • Внутренняя характеристика. Оформляется с целью повышения специалиста в должности, а также в том случае, если необходимо обосновать его понижение. Может понадобиться и при переводе на другую должность внутри предприятия или при осуществлении денежного вознаграждения данному подчинённому.
  • Внешняя характеристика. Её составление целесообразно при увольнении сотрудника или при его уходе на новое место работы.

Требования к документу

В рамках конкретного предприятия могут предъявляться свои определённые требования оформления характеристик. И всё же, существует ряд некоторых правил, которые являются обязательными условиями при составлении подобного рода документации.

К ним относят следующее:

  1. Перед оформлением соответствующей бумаги необходимо согласовать все спорные нюансы непосредственно с самим работником и получить его письменное разрешение на использование полученной характеристики с целью передачи её другим заинтересованным лицам. Следует придерживаться установленных стандартных правил составления бумаги.
  2. В подобном документе не должны указываться особенности вероисповедания, религии и национальности, к которой принадлежит конкретный подчинённый, а также любые другие моменты, не имеющие никакого отношения к описанию работника как специалиста и профессионала в своей области.
  3. Содержание характеристики должно быть составлено согласно той форме, которая устанавливается на данном предприятии.
  4. Обычно организацией предоставляются специальные бланки, которые используются в качестве шаблонов для заполнения соответствующих данных о сотруднике. Поэтому в характеристике должна находиться ссылка на то предприятие, которое было задействовано при оформлении этого документа.

Существует ещё ряд некоторых сведений, которые необходимо взять во внимание, когда речь идёт о составлении характеристики:

  • дата, когда был выдан документ;
  • заполнение анкетных данных;
  • составленная оценка работника, характеризующая его квалификационные способности и личностные качества;
  • отдельный пункт с указанием квалификации и соответствующего уровня подготовки;
  • контактные данные предприятия, которым осуществляется выдача документа.

В конце составленный документ подлежит обязательному заверению с помощью подписи обеих сторон и печати организации.

Пример характеристики на работника скачать (в формате word).

Особенности написания характеризующего документа при увольнении

Он может понадобиться подчинённому с целью получения вакантной должности на новом месте работы. И потребовать подобный документ от работодателя он вправе на протяжении 3 лет.

В случае заполнения подобной бумаги учитывают следующие нюансы:

  • должность, которую занимал работник на предыдущем месте своей деятельности;
  • квалификационные данные специалиста и уровень его профессиональных знаний;
  • деловые и личностные характеристики работника (умение ладить с другими людьми, наличие моментов саморазвития и самосовершенствования, конфликтность и стрессоустойчивость в коллективе).

Создание бумаги для суда

Подобного рода запрос на составление документа для судебного процесса отличается определённой ответственностью, ведь любые предоставленные данные могут кардинально изменить ход дела и повлиять на итоговое решение суда.

Поэтому перед оформлением необходимо проконсультироваться с грамотным и осведомленным юристом, помощь которого в таких делах никогда не будет лишней.

Обычно документы для суда составляются по специально разработанному организацией бланку, который учитывает следующие сведения:

  • гражданство подчинённого, срок его пребывания на данной должности и наименование непосредственно самой занимаемой вакансии;
  • все существующие за период выполнения своих обязанностей вознаграждения и повышения, а также оценка профессиональных качеств.

В завершение обязательно должен указываться момент, что бумага выдаётся по просьбе судебных органов, после чего документ подписывает директор предприятия или уполномоченное лицо.

Письмо

Написание документа для полиции

Основной акцент при составлении данной бумаги делается непосредственно на личностные данные подчинённого и на определённые особенности его характера.

Как правило, указывается ряд некоторых сведений:

  • все контактные данные предприятия;
  • описание личностных качеств конкретного специалиста;
  • должность подчинённого и срок занимания действующей вакансии.

Обычно такую объективную оценку сотрудника составляют в том случае, когда работник стал виновником административных правонарушений.

Например, несоблюдение правил дорожного движения, и, как следствие, изъятие водительского удостоверения. В таких случаях обычно становятся на защиту специалиста, заостряя внимание полиции на исполнительности и положительных профессиональных данных сотрудника, которые помогали развитию предприятия.

Составление отрицательной характеристики

Бывают и такие ситуации, когда начальник неудовлетворён работой конкретного специалиста, и, следовательно, вправе заполнить документ соответствующим образом с указанием всех негативных моментов деятельности данного работника.

Однако в случае вынесения подобной оценки следует задуматься над последующими возможными последствиями, способными повлиять на репутацию компании, ведь все нелестные высказывания будут характеризовать предприятие с точки зрения абсолютного дилетанта в области подбора качественного персонала на соответствующие вакансии.

Оформление происходит исходя из стандартных требований, предписанных компанией, а основной акцент делается на всех отрицательных сторонах данного подчинённого. Правильно составленный документ может помочь при получении материального взыскания.

Получите бесплатную юридическую консультацию прямо сейчас

Оставить комментарий

очиститьОтправить