Трудовая книжка является важнейшей деловой бумагой, сопровождающая работающего человека с самого первоначального места трудоустройства до окончания жизненного пути. В ней отмечается вся трудовая профдеятельность, полученные награждения и достижения, учитывается стаж, позволяющий влиять на размер пенсионных выплат.
Существуют множество причин, когда книжка может быть потеряна и это может доставить множество проблем, так как без неё очень трудно устроиться на работу, а оформить пенсионные документы будет просто нереально. Что же делать для исправления этой неприятности? Существует только один ответ – необходимо восстановить документ.
Порядок восстановления
Для восстановления книжки необходимо предоставить нанимателю пакет документации, куда входят:
- заявление о просьбе на восстановление;
- документация, подтверждающая стаж;
Заявление пишется в свободной форме, так как государственного стандарта не существует. Однако в нём обязательно должно быть указаны сведения о работнике (Ф.И.О, должность), о человеке на чьё имя оно подаётся, о стаже подающего (указать данные о прошлых местах работы в календарном порядке), указывается число написания и резервируется подписью подающего заявление.
Вторым шагом в решении вопроса по восстановлению “трудовой” будет предоставление пакета документов. Их перечень будет указан ниже в статье и каждый сможет ознакомиться. Следует уточнить, что документы для подтверждения стажа работника будут подаваться как в натуральном виде (если это возможно), так и их копии.
Перечень документов для восстановления
Как говорилось раньше для восстановления книжки нужно предоставить документацию, которые способны подтвердить стаж. Напомним, что может относиться к этим документам:
- Трудовые договоры (составленные от “руки”).
- Различные справки с предыдущих мест работы, которые выдаются нанимателями.
- Справки, которые были выданы из архивов государственного либо муниципального подчинения. Они содержат данные подтверждающие сроки работы в различных организациях.
- Выписки из приказов или их копии, свидетельствующие о приёме или увольнении работника.
- Ведомости о получении зарплаты работающего и его лицевой счёт.
- Выписки из решений суда, в которых указывается выслуга лет и другие.
Необходимо заметить, что на всех документах, независимо от того подлинник это или копия, обязана стоять “мокрая” печать и натуральные росписи должностных лиц.
Причины потери книжки
Трудовую книжку возможно утерять по разным причинам и она может быть утеряна как самим человеком, так и нанимателем. Рассмотрим действия, которые нужно предпринять в каждом случае.
Потеря самим работающим
Когда в утере виноват сам работающий, он должен совершить следующие действия:
- В случаях, если потеря документа произошла в начале трудовой профдеятельности и в ней стояла запись о рабочем стаже, длительность которого не превышает 3 месяцев, то оформление дубликата необязательно. Можно просто завести новую “трудовую”. Как указывается в 65 статье Трудового кодекса РФ достаточно предъявить лишь заявление от соискателя работы.
- Если же у работающего имеется беспрерывная выслуга более 20-ти лет, то он согласно постановлению РФ №225 от 16 апреля 2003 года “О трудовых книжках” обязан написать заявление по местонахождению последнего трудоустройства на получение дубликата. Срок выдачи дубликата работодателем не должен превышать 15 дней.
- Заявление может быть подано начальнику лично. А при возникновении случаев, когда существуют предпосылки затягивания процесса выдачи копии “трудовой” возможно его отправление при помощи заказного письма с приложенным перечнем вложенных документов и получением уведомления при доставке.
- В дубликат будет внесена запись о восстановлении трудового стажа (который не прерывался). Он обязательно должен будет подтверждаться необходимыми документами (для этого обязательно прилагается их перечень). При этом будет указан только суммарная выслуга лет, без каких-либо перечислений прошлых мест трудоустройства, отрезков времени и занимаемых должностей.
- В случае когда невозможно предоставить подтверждающую выслугу лет документацию, в дубликат будут вписаны только те сведения, на которые имеются юридически заверенные бумаги. Лучшим вариантом для подтверждения является копия предыдущей “трудовой”. Если её не имеется в наличии, то придется собирать выписки из личных дел, копии трудовых договоров, приказы о назначениях на должности с прошлых мест работ. Если организации уже перестали существовать, то эту документацию, возможно, приобрести в архивах.
- Восстановление трудовых книжек возможно также и при приёме на новое место работы. Для этого пишется заявление на имя нового начальства с просьбой восстановления трудового документа. К этому заявлению прикладываются все документы, которые подтверждают данные о стаже и трудовой деятельности поступающего на службу работника.
Потеря по вине работодателя
Бывают случаи, когда потеря трудовой книжки происходит по вине начальства. Такое может произойти в результате стихийного бедствия (например, при пожаре или наводнении), а также по халатности сотрудников контролирующих кадры либо как итог злого умысла со стороны начальства.
В этом случае весь порядок процесса восстановления трудовой книжки соответствует случаю, когда работник потерял документ лично. Однако отличительной чертой данного случая является то, что в первом все необходимые документы для подтверждения стажа собираются самим работником, а во втором – это делают сотрудники отдела кадров.
Для подтверждения стажа работника собирается комиссия, в состав которой входят представители исполнительной власти, работодателя и профсоюза либо рабочего коллектива. Они составляют акт, указывающий стаж и на его основании работнику предоставляется дубликат документа.
Также бывают такие случаи, когда после увольнения сотрудника, начальник не возвращает ему трудовую книжку. Уволенный с работы имеет возможность наказать за эти действия, подав в суд для того, чтобы с работодателя взыскали штраф, равный размеру средней заработной платы, начисленной за каждый день удерживания “трудовой”.
Эти штрафные санкции обговариваются в статье 234 Трудового кодекса Российской федерации. Также существует возможность взыскать ещё и моральный ущерб, и расходы, необходимые для собирания подтверждающих стаж документов для оформления дубликата книжки.
Правила оформления дубликата
После подачи заявления и пакета документов, подтверждающих стаж на протяжении 15 дней, выдаётся дубликат трудовой книжки. Работник отдела кадров указывает на первой странице все данные работника, соответствующие периоду выдачи. При этом в верхнем правом углу делается запись “Дубликат”. В тех случаях, когда трудовая книжка не потеряна, а просто требуется её замена, заносится такая запись, как “Взамен выдан дубликат”.
Несколько полезных советов
Самый главный совет – для любого работающего человека желательно иметь заверенную копию трудовой книжки. Она поможет очень легко восстановить все данные о трудовой деятельности в случае потери книжки без затраты времени и нервов.