Ошибки и нюансы составления характеристики на студента, проходившего практику на предприятии

Одной из проблем современного образования во многом является отсутствие обратной связи в звене «учебное заведение – предприятие», для которого готовятся кадры. Даже самые прекрасные учебные планы сегодня во многом не позволяют своевременно и полно оценить уровень подготовки выпускника даже профильного учебного заведения.

И проблема здесь не только в оторванности науки от практики, несовместимости теоретических знаний, предлагаемых учебными заведениями и требований уровня знаний и умений, необходимых студенту для самостоятельной практической работы на предприятии.

Одной из проблем являются незнание и неумение персонала производственных предприятий лаконично и четко сформулировать результаты работы студента, указать на сильные и слабые стороны его подготовки.

Устранить это препятствие в учебном процессе позволит написание производственной характеристики на студента, проходившего практику на предприятии.

Студенты

Что это и когда необходим этот документ

В большинстве случаев характеристика на студента практиканта является необходимым документом, входящим в перечень документов о производственной практике или стажировке именно поэтому основными задачами при написании должны быть:

  • раскрытие особенностей освоения студентом плана практики;
  • участие в изучении производственного цикла предприятия, ознакомления с технологией производства;
  • практическое участие в выполнении должностных обязанностей одного или нескольких лиц предприятия;
  • раскрытие положительных сторон практиканта как профессионального, квалифицированного работника, указание на характерные системные ошибки в теоретической и практической подготовке учащегося.
Во многом написанию данного документа по итогам прохождения стажировки поможет план производственной практики, в обязательном порядке утверждаемый руководством учебного заведения и предприятием, в котором описываются ключевые моменты.

В дальнейшем, после завершения стажировки характеристика прилагается к отчетным документам, предоставляемым студентом для отчета о проделанной работе. С другой стороны, данный документ позволяет во многом раскрыть особенности проведения практических занятий и работ, выполненных студентом на практике, оценить сильные и слабые стороны методики обучения, внести коррективы в учебный процесс.

Виды

При написании характеристики нелишне знать основные моменты, связанные с видами производственных практик студентов:

  • ознакомительная практика – один из видов учебных занятий на предприятиях во время которых студент проходит знакомство с их структурой, основными технологическими процессами, в общих чертах проходит курс вхождения в профессию. Данная практика больше похожа на затянувшуюся экскурсию.
  • технологическая практика – вид практики, в период которой студент целиком знакомится с технологическим процессом, на основании полученных ранее теоретических знаний производит стандартные расчеты и принимает участие в одном-двух производственных процессах.
  • стажировка на должности – вид деятельности, подразумевающий практическое исполнение студентом конкретных должностных обязанностей сотрудника предприятия, с соответствующими правами и обязанностями как наемный работник.

Таким образом, при написании производственной характеристики руководителю практики нужно учитывать именно эти особенности.

Как написать характеризующий документ на студента

Написание подобного документа, должно быть согласовано с другими моментами, связанными с проведением учебного процесса на предприятии:

  • организационные особенности проведения производственного обучения – наличие приказа по предприятию, определение сроков прохождения практики, назначение ответственного за производственное обучение;
  • правовые особенности;
  • статус практиканта;
  • ответственные должностные лица за проведение формальных инструктажей и практическое их выполнение (это в случае прохождения стажировки на технологически опасном производстве);
  • утверждение плана и календарного графика работы со стажером;
  • руководитель стажировки со стороны предприятия и его взаимодействие с руководителем практики от учебного заведения;
  • ответственность должностных лиц за документальное оформление итогов работы стажера.

Выполнение этих формальностей позволит в дальнейшем руководителю стажировки без особых трудностей отразить в характеристике:

  • выполнение отдельных пунктов учебного плана;
  • роль стажера, в освоении внесенных в план мероприятий, непосредственное участие в них;
  • роль практиканта в освоении отдельных навыков и умений отдельных профессий на предприятии или ознакомление с технологическим циклом производства;
  • результаты работы воплощенные в виде готовой продукции или комплектующих деталях, их качество, уровень технологической культуры;

Проект характеристики составляется непосредственным руководителем практики со стороны предприятия. Содержание документа, его правильность оформления и соответствие нормам и стандартам деловой переписки и оформления официальных документов проверяется руководством и утверждается руководителем предприятия.

Структура и основные данные

По своей структуре производственная характеристика по результатам практики на предприятии должна иметь следующие обязательные элементы:

  • данные учащегося, проходившего стажировку;
  • краткое описание предприятия, должности и сроков прохождения производственного обучения;
  • основные вопросы, цели и задания, поставленные перед студентом на время прохождения обучения на предприятии, результаты, достигнутые в их освоении;
  • наибольшие достижения и лучшие результаты, показанные учеником;
  • недостатки и проблемные моменты, выявленные во время работы;
  • личные качества, проявленные студентом во время практики, взаимоотношения студента и трудового коллектива;
  • выводы и рекомендации по результатам производственного обучения.
Для полноты раскрытия этих основных структурных элементов характеристики достаточно изложить по каждому пункту плана 2-3 предложения.

Такого объема вполне достаточно чтобы увидеть полноту освоения студентом учебного плана, его отношение к избранной профессии, и дать в заключение вывода о полезности как для учащегося, так и для предприятия производственной практики, и полноты выполнения заданий на стажировку.

Бланк характеристики студента с места прохождения практики — скачать (в формате word).

Правила оформления

Для оформления такого документа, как производственная характеристика используются общепринятые правила деловой переписки, а форма документа подразумевает:

  • фирменный бланк организации;
  • наличие отступов, интервалов;
  • соблюдение правил орфографии и пунктуации%;
  • в конце, документ обязательно должен быть подписан должностным лицом ответственным за практику студента;
  • подпись визируется руководителем предприятия и заверяется печатью организации;
  • в случае написания характеристики на отдельном листе, общий объем характеристики не должен превышать одной страницы, это общепринятый объем характеризующего материал;
  • при использовании фирменного бланка предприятия обязательно проводиться его регистрация как исходящей корреспонденции.

Но кроме этого нелишне указать и то, с чем должна согласовываться характеристика:

  • Для проведения практики студентам сегодня раздается дневник стажировки, как правило, он предоставляется в электронном виде и требует дальнейшего заполнения, как в электронном виде, так и в распечатанном виде от руки. В дневнике описываются все этапы прохождения практики, при составлении характеристики, руководителю нелишне оценить содержание дневника и соответствие написанного там реальным событиям.
  • Характеристика пишется индивидуально на каждого практиканта. В обязательном порядке указывается имя, фамилия и отчество студента, наименование учебного заведения, факультет и специальность.
  • Поскольку нет четко установленного формализованного образца производственной характеристики на студента, в основной части указываются сроки прохождения стажировки, полное наименование организации, с указанием участка или участков где проходили занятия, профессия или должность на которых стажировался студент.
  • В начале документа уместно будет указать на достигнутые успехи или степень выполнения учебного плана. Далее, в описании, согласно, структурного плана краткими, не допускающими двузначности предложениями описываются основные моменты производственной практики.
  • В заключение характеристики, делается вывод о полноте и успешности прохождения, учащимся стажировки.

Ошибки и нюансы составления документа

Как и при составлении любых других документов, характеризующие материалы по результатам стажировки могут быть составлены с нарушениями определенных правил и требований общеупотребительной лексики.

Чаще всего это проявляется:

  • В частом использовании в документе профессионального сленга, то что в повседневной жизни не вызывает удивления и непонимания в официальном документе недопустимо.
  • Составляется как итоговый документ за определенный период, и отдельные негативные моменты, связанные с упущениями или определенными нарушениями, не повлекшими тяжелых последствий, и в дальнейшем исправленные студентом в документе могут быть и упущены.
  • При написании недопустимо использование личных оценок руководителя стажировки, при составлении документа следует быть как можно объективней и не допускать высказывания субъективного мнения.

Получите бесплатную юридическую консультацию прямо сейчас

Оставить комментарий

очиститьОтправить