Квалификационные характеристики должностей работников образования

+7 (495) 980-97-90 (доб. 948)  Москва

+7 (812) 449-45-96 (доб. 512)  Санкт-Петербург

+8 (800) 700-99-56 (доб. 339)  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Особенности применения квалификационных характеристик должностей работников образования

Сейчас наша страна проходит через множество изменений. Реформы коснулись всех аспектов жизни, в том числе и сферы образования. Не важно, хотите ли вы стать частью образовательной системы, или уже являетесь ею, вам необходимо быть в курсе последних изменений, которых, кстати, немало.

Здесь мы рассмотрим основные инновации в законодательстве и критерии, по которым сейчас принимают и оценивают учителей и воспитателей.

Учитель

Правовые основы

Основоположным законом, которым руководствуются работники образовательной сферы, был и остается приказ № 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел».

За последние несколько лет кардинальных изменений не произошло, но следует учитывать то, что требования стали жестче, а наказания – строже.

Закон № 1н регламентирует порядок ведения и заполнения всероссийского справочника должностных обязанностей и характеристик работников образовательных учреждений. В этом же справочнике можно найти все списки служебных обязанностей и полномочий для всех: начиная от учителей и воспитателей, заканчивая администрацией учреждений.

Характеристики и служебные обязанности учебных заведений и мест, где проводится переквалификация, перечислены в первом приказе Минздравсоцразвития России от 11.01.2011

Особенности применения

Справочник, в котором перечислены все должности, обязанности людей их занимающих, их права, и список навыков предусмотрены в первом разделе измененного в 1998 году закона № 37. Он содержит более расширенные характеристики сотрудников, задействованных на предприятиях, школах, и высших учебных заведениях.

Из-за прецедентов несоответствия, 31.10.2002 года было принято постановление Правительства №787, которое собирает в себе положения о едином тарифно-квалификационном порядке для сотрудников на всех уровнях.

В справочник входит:

  • Список должностей.
  • Перечень обязанностей.
  • Характеристики каждой должности.
  • Тарифные сведения.

Полное название справочника: «Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих». Но все более привычно видеть его в сокращенном виде – ЕКС.

Разработало и постоянно совершенствуется ЕКС исключительно Министерство Социального развития РФ. При этом федеральные органы опеки и образования имеют право предлагать свои поправки, как в теоретической части, так и на практике.

Местные органы власти обязаны придерживаться положений, изложенных в ЕКС, а также следить за выполнением всех условий на своей территории. Для контроля работы закона используется единое Постановление Министерства Труда, утвержденное 9.02.2004.

Статус и сфера применения квалификационных характеристик

Абсолютно все квалификационные характеристики, описанные в ЕКС, являются обязательными. Их умышленное или не нарочное несоблюдение может повлечь за собой потерю рабочего места без возможности его возобновления.

Все лица, которые намерены приступить к работе в сфере образования, обязаны пройти проверку от вышестоящего начальства. Руководитель обязан пройтись по все пунктам, начиная с характеристик соответствия, заканчивая тарифными законами.

Действующие же сотрудники обязаны проходить аттестацию и подтверждать свою квалификацию. Это связанно, в первую очередь, с тем, что большинство методик обучения терпят сейчас большие перемены, которым нужно уметь соответствовать.

В связи с этим, много работающих пенсионеров отправились на заслуженный отдых, не сумев изменить свой стиль преподавания или не приспособившись к кардинальным изменениям подходов. Молодые же специалисты оказались более приспособленными к переменам, и более гибкими во взглядах.

В перечне квалификационных характеристик для различных должностей в сфере образования делится на четыре раздела:

  • «Общие положения» – это вводная часть, которая предлагает к рассмотрению юридическую базу, которая регламентирует работу каждого звена в учебном заведении.
  • «Должности руководителей» – этот раздел называет все вышестоящие должности, описывает их роль в механизме, и подает свод правил, необходимых для выполнения. Здесь также присутствуют критерии соответствия, краткое описание должностных обязанностей и прав.
  • «Должности педагогических работников» – эта глава отличается от предыдущей лишь тем, что должности, характеристики, и список обязанностей здесь, касается конкретно педагогического состава.
  • «Должности учебно-вспомогательного персонала» – заключающий раздел, который предлагает ознакомиться с перечнем должностей, являющимися вспомогательными для процесса обучения. Все эти люди так же, как и старшие по должности, обязаны соответствовать выдвинутым требованиям.

Квалификационные характеристики высшего и дополнительного персонала, в свою очередь, также делятся на четыре раздела, первые два из которых полностью соответствуют предыдущему перечню. Третья часть представляет информацию о профессорско-преподавательском педагогическом составе, а четвертая – дает представление о сотрудниках административно-хозяйственного подразделения.

Порядок приема на работу

Все учебные заведения России имеют полное право выбирать персонал на свое усмотрение. По крайней мере, так сказано в 32-й статье Закона об образовании. Всем известен тот факт, что множество работников сферы образования попадают на работу “автоматом”.

Отсутствует такой важный этап приема, как тестирование и проверка теоретических знаний и практических умений. Единственное, что всегда проверяют – это наличие диплома и медицинской справки.

Перечень лиц, которые не могут быть допущены к педагогической практике, можно просмотреть в Трудовом Кодексе РФ (Закон 387-ФЗ). Четыре года назад в закон были внесены изменения, касающиеся конкретно состава пакета документов, которые нужно предоставить при приеме на работу.

Лица, которые не имеют права работать в учебном заведении

Все мы прекрасно понимаем, что педагогическая деятельность связана с большой ответственностью и значительными рисками. Взяв на работу непроверенного человека, можно нанести непоправимый вред. Именно поэтому правительство выдвинуло дополнительные требования, которым должны соответствовать все педагогические сотрудники.

Данный перечень регламентирован статьей №331 ТК РФ. В этом же законе прописаны и условия, которые нужно соблюдать в первую очередь, например, наличие подходящей квалификации.

Недопустимым является принятие на работу людей, которые:

  • Не имеют соответствующего образования.
  • Были лишены права преподавать по решению суда.
  • Люди, страдающие болезнями, которые могут быть опасными для воспитанников (отдельное внимание уделяется психическим расстройствам).
  • Граждане, имеющие условные сроки или судимости за тяжкие преступления.
  • Те, кто был официально признан недееспособным.
  • Особы, страдающие рядом заболеваний, при которых нельзя вступать в контакт с детьми.

Новации в требованиях к знаниям и квалификации работников образования

В 2002 году проходило собрание международной комиссии, которая занималась вопросами реформации системы образования. 30 ноября того же года была принята Декларация, которая раскрывала вопросы кооперации отечественных специалистов с ведущими профессионалами Европы. Целью собрания было улучшение экономического состояния страны, путем подготовки новых специалистов.

Для того чтобы вернуть России былой интеллектуальный потенциал, необходимо было полностью изменить подход к образованию. Иностранные коллеги помогли разработать новые программы, которые рассчитаны на получение знаний не столько теоретических, сколько практических.

На данный момент мы проходим период становления новой системы. Как бы то странно ни звучало, но готовить к новому виду обучения и пути получения знаний пришлось не учеников, а самих педагогов.

Дополнения к квалификационным требованиям руководящих должностей:

  • Умение руководить коллективом от 10.
  • Способность находить компромиссные решения, иметь психологические навыки и активно использовать их на практике.
  • Мотивировать подчиненных к постоянному обучению и поиску новых подходов и решений.

Квалификационные требования к педагогическому составу:

  • Кроме документального соответствия занимаемой должности, педагог обязан находиться «в струе» событий. Под этим выражение подразумевается наличие понятия о жизни воспитанников, их увлечениях и пристрастиях.
  • Постоянное использование новейших технологий в процессе обучения.
  • Разработка индивидуальных способов подачи информации.
  • Постоянное профессиональное развитие, которое должно быть подтверждено сертификатами и публикациями.

Все остальные работники учебных заведений должны предъявить медицинскую справку, документы, подтверждающие отсутствие непогашенных судимостей, и трудовую книжку.

Тарифно-квалификационная характеристика – содержание

Тарифно-квалификационные характеристики берутся за основу в случае:

  • Распределения обязанностей структурных подразделений (для более четкого распределения иерархии).
  • Разработке и корректировке должностных инструкций.
  • Подборе персонала и правильному выбору места для каждого из сотрудников.
  • Проведении плановых аттестаций.

Тарифно-квалификационные характеристики состоят из трех основных глав:

  • Обязанности.
  • Обязательная информация, которая должна быть донесена к каждому сотруднику.
  • Требования, согласно тарифного разряда.
Важно! Оплата сотрудникам, имеющим статус «заслуженных», производится на один разряд выше, нежели указано в его или ее разряде.
Статья была полезна?
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
0,00 (оценок: 0)
Загрузка...
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий