Остановка работы предприятия — ситуация, безусловно, неприятная, но, тем не менее, часто встречающаяся. Ведь таким образом, можно существенно сэкономить на содержании штата в непредвиденной ситуации. Главное, чтобы и у вас, и у трудового инспектора сошлись его причины, срок и оплата.
Итак, под «простоем» принято понимать остановку работы организации из-за экономической, технической, организационной причины, или их совокупности. Законодателями, это понятие обозначено в статье 72.2 Трудового кодекса РФ. Под это явление может попасть как целое предприятие, так и определенная его группа или же, вообще, один человек.
- Разные причины – разные последствия ↓
- Действия работодателя при простое ↓
- Факты ↓
- Ответственность ↓
- Оформление простоя ↓
- Оплата времени простоя ↓
- Расчет заработной платы при простое по вине работодателя ↓
- Расчет заработной платы при простое по причинам, не зависящим от работодателя и работника ↓
- Оплата простоя и налоги ↓
Также обстоит дело и виновниками в данном вопросе — сам сотрудник, руководство предприятия, нет вины ни того, ни другого.
Обязанностью работников в вопросе уведомлениям о данной ситуации и ее причине, будет считаться выполненной, когда он доложит об этом факте своему непосредственному руководству.
Разные причины – разные последствия
В трудовом кодексе, четко обозначены причины этих событий и их разделение на 3 основных:
- Виноват работодатель — административная приостановка деятельности, диверсификация или перепрофилирование работ, экономический кризис, нарушение предприятием договорных отношений с партнерами, отсутствие спроса на производимый товар и подобное.
- Виноват работник — нарушил технику безопасности, трудовую дисциплину, умышлено повредил оборудование, инструмент и подобное.
- Нет вины ни работодателя, ни работника — авария, стихийное бедствие, погода, техногенная или природная катастрофа и подобное.
Также принято классифицировать их, как:
- кратковременные — несколько часов в смене или целая;
- длительные — несколько рабочих дней или еще больше;
- локальные — небольшая группа сотрудников;
- массовые — целая организация.
Действия работодателя при простое
Когда работодатель понимает, что этой ситуации не избежать и вина тут, целиком и полностью, его, в обязательном порядке нужно оповестить сотрудников, которые под него попадут.
Для этого формируется приказ, в нем обозначают период на которые попадает этот период, а также:
- обозначение виноватого в нем;
- причины, повлекшие данную ситуацию;
- дата начала и окончания этого явления (если имеется такая информация);
- указание цехов, участков или групп, которые будут находиться в нем;
- прописана оплата за него;
- назначен сотрудник, ответственный за выполнение данного документа.
Законодатели не обозначили возможную длительность этого явления, и это дает нерадивым работодателям возможность пользоваться этим на свое усмотрение.
После уведомления сотрудников о возникшей ситуации работодатель должен направить письменное уведомление в местную службу занятости, но не позднее трех дней после выставления приказа о нем. Для данного уведомления не предусмотрена специальная форма, поэтому применяется произвольная.
Нарушение в таком уведомлении повлечет за собой штрафные санкции:
- гражданину — 100 — 300 рублей;
- должностному лицу — 300 — 500 рублей;
- юридическому лицу — 3000 – 5000 рублей.
Предприятия обычно не направляют такие уведомления, если он кратковременный, но это нарушает закон, ведь в нем любые простои обязательны к оповещению в службе занятости.
Факты
Кризис экономики всей страны повлек за собой сбои в работе не одного предприятия. Так за один год, начиная с декабря 2008 года в него были отправлены более 200 тысяч сотрудников, длительность их также была различна. И многие предприятия, не желали платить и обосновывали данный факт, как не зависящих от них.
Так, в начале 2009 года, Челябинским областным судом вынесено определение в котором, обозначил данную позицию, как неправомерную и незаконную. Согласно ему, кризисное положение экономики страны не считается показателем невозможности организации исполнять свои обязанности перед сотрудниками.
Не удивительно, что в кризисные периоды существования нашей страны, у трудовых инспекторов работы невпроворот. Выявляются множественные нарушения, а за ними в ход идут административные наказания. Чаще других штрафуют за проведение оплаты по ним ниже положенных полных 2/3.
Ответственность
Нарушая их оплату как в полной невыплате, так и частичной работодатели привлекаются к ответственности административного плана:
- должностное лицо — 1000 — 5000 рублей;
- предприниматели, не являющиеся юридическим лицом — 1000 — 500 рублей или остановка деятельности фирмы до 3 месяцев;
- юридические лица — 30000 — 50000 рублей или остановка деятельности фирмы 3 месяцев.
Оформление простоя
Для начала нужно произвести заполнение табеля учета рабочего времени по форме Т-12 или Т-13 в графах по ним, указывая его вид и длительность, с применением специальных кодов.
Для каждой смены, которая прошла в нем, будет заведен и заполнен лист учета этого факта. На каждом предприятии устанавливается своя форма данного документа, но с отображением следующих данных:
- полное название организации;
- датирование листа;
- полные идентификационные данные ответственного за операцию лица;
- описание операции;
- причина и виновник данной ситуации;
- его часовая характеристика;
- начисленная за него заработная плата;
- визы ответственных представителей работодателя.
Данный документ обязаны подписать директор организации и главный бухгалтер.
В акте об этой ситуации нужно будет отобразить информацию о ситуации, которая способствовала возникновению простоя, и ее влияние на расчет выплат по заработной плате, лиц отдыхающих из-за данной ситуации.
Его форма также не унифицирована, но требует отображения информации о:
- длительности данной ситуации;
- причину ее возникновения;
- виновное лицо.
На усмотрение руководства тут могут указать:
- цифровое выражение потерь компании на этот период;
- его налоговый вычет;
- общее денежное выражение выплат сотрудникам и подобное.
Оплата времени простоя
В статье 157 ТК РФ прописано, как нужно оплачивать его временной промежуток:
- вина предприятия — 2/3 от средней заработной платы;
- вина работника — 0;
- ни тот, ни другой — 2/3 от ставки оклада.
Расчет заработной платы при простое по вине работодателя
Как было сказано выше, при его оплате, произошедшего по вине предприятия, должна быть равна 2/3 от среднего заработка работника. Чтобы определить это нужно:
При условии, что он длился не весь рабочий день:
Расчет заработной платы при простое по причинам, не зависящим от работодателя и работника
В данной ситуации нужно отталкиваться от вида расчета заработка работника:
- повременный;
- сдельный.
В первом случае, исчисление будет опираться на:
- часовую ставку;
- дневную ставку;
- месячный оклад.
Работник работает по часовому тарифу, его зарплата будет равна:
Работник работает по дневному тарифу, его зарплата будет равна:
Работник работает по месячному окладу, его зарплата будет равна:
Оплата простоя и налоги
Оплаченный простой должен быть отображен в налоге на прибыль, как совокупность внереализационных расходов. Налоговые службы были категорически против такой ситуации, но в ходе судебных разбирательств судьи принимали сторону предприятий.
НДФЛ с такой выплаты по нему будет обязателен к уплате, т. к. его нельзя отнести к не облагаемым компенсационным выплатам.
Из выплаты по нему заберут также:
- ЕСН;
- страховой взнос в пенсионный фонд;
- страховка по «несчастным случаям».
Кроме вышеуказанного, другое не подлежит вычитанию из вашего заработка, в противном случае, это будет незаконным.