Торговый представитель - кто это: обязанности и собеседование

+7 (495) 980-97-90 (доб. 948)  Москва

+7 (812) 449-45-96 (доб. 512)  Санкт-Петербург

+8 (800) 700-99-56 (доб. 339)  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Обязанности торгового представителя

Торговый представитель – это одна из разновидностей профессий, основной ее задачей является представление, реклама, продвижение и последующая продажа товара или группы товаров, а также услуг, предоставлением которых занимается конкретная компания.

Данная профессия, ставшая весьма распространенной сегодня, имеет довольно длительную и богатую историю. Первыми лицами, работавшими в этой сфере, являются отечественные купцы, активно занимавшиеся представительством и продажей различных товаров еще в XV-XVII веках.

Купцом в то время мог считаться любой человек, который с различной периодичностью совершал торговые сделки с другими людьми. На сегодняшний день такие функции выполняют многие сотрудники, осуществляющие свою деятельность в сфере коммерции, в том числе менеджеры по продажам, различные представители, консультанты по товарам и другие.

В большинстве современных компаний торговое представительство является хорошим стартом для начала карьеры молодых специалистов. Наиболее успешные работники зачастую получают возможность дальнейшего карьерного развития вплоть до должностей основных специалистов по развитию бизнеса или отдельных его направлений, а также директоров по коммерческим вопросам.

Торговый представитель

Места работы

Сегодня все сферы коммерческого рынка проходят стадию активного развития, поэтому существует множество компаний, осуществляющих деятельность в различных областях.

Фактически все они нуждаются в наличии в своем штате такой должности, как торговый представитель, поэтому у начинающих специалистов имеются богатые возможности для выбора направления, в котором они желали бы работать.

Наиболее востребована данная должность в следующих рыночных сферах:

  1. Рынок пищевой продукции. Должность торгового представителя наиболее востребована в компаниях, которые занимаются реализацией мясной или молочной продукции, поскольку в этой сфере присутствует высокий уровень конкуренции. Другими перспективными направлениями являются торговля табачной и алкогольной продукцией – данные направления всегда считались привлекательными с торговой точки зрения.
  2. Реализация фармакологических препаратов, поскольку в этой сфере деятельности также замечается постепенный рост конкуренции. Это связано с появлением на отечественном рынке большого количества зарубежных предприятий, выпускающих аналоговые медикаменты.
  3. Продажа различной электроники и бытовой техники. Данный товар всегда пользуется спросом вне зависимости от состояния экономики, а конкуренция в данной сфере высока.
  4. Реализация упаковочных материалов, которыми пользуется большинство компаний, работающих в разных отраслях.
  5. Полиграфическая продукция, в том числе книги и календари. Организации, специализирующиеся на таких товарах, сегодня активно развиваются в маркетинговых и коммерческих направлениях.
  6. Аксессуары, запчасти и прочие материалы для автомобильного транспорта, которым сегодня обладает большая часть населения, что делает данный товар весьма актуальным и востребованным.
  7. Весь спектр товаров, которые реализуются на строительном рынке. Эта сфера активно развивается, расширяется и совершенствуется, поскольку среди населения растет интерес к индивидуальному строительству.

Обязанности торгового представителя

Весь спектр должностных обязанностей, которые возлагаются на торгового представителя, зависит от пожеланий и требований конкретного работодателя, но фактически всегда в него входит следующий набор функций:

  1. Оказание консультационных услуг потенциальным клиентам, готовым приобрести предлагаемые организацией-распространителем товары или услуги.
  2. Работа с уже готовой клиентской базой или самостоятельный поиск новых клиентов и формирование собственной базы, чаще всего путем телефонных звонков предполагаемо заинтересованным лицам.
  3. Демонстрация товара и его основных функций, организация презентаций, заключение договоров с клиентами и непосредственно реализация продукции компании.
  4. Создание отчетов (ежедневных, еженедельных, ежемесячных) по проделанной работе и сдача их непосредственному руководителю.

Многие компании, обычно ищущие торговых представителей уже с опытом работы в аналогичной должности, также включают в список обязанностей следующие функции:

  1. Взаимодействие с отделом продаж и личное активное участие в деятельности данного структурного подразделения.
  2. Осуществление рабочих действий с дебиторскими задолженностями.
  3. Консалтинговые услуги и проведение обучения людей, занимающихся коммерческими и торговыми процессами и работающими в штате обратившихся организаций-клиентов.
  4. Анализ рынка, являющегося основной рабочей площадкой работодателя и мониторинг информации по запросу руководителя, которая может принести пользу деятельности предприятия.

Заработная плата

Заработная плата торгового представителя зависит только от условий, которые готова предоставить организация, нанимающая его. Важную роль здесь играют ее финансовые возможности, объемы реализуемого товара, а также непосредственно требования, предъявляемые к нанимаемому работнику.

Однако существуют некоторые схожие моменты, которые актуальны фактически для всех должностей подобного типа:

  1. Деньги, которые получает торговый представитель, рассчитываются путем суммирования ежемесячного оклада, установленного работодателем, и процентной ставкой от дохода, полученного с реализованного товара. Некоторые организации не устанавливают фиксированного оклада, и уровень дохода представителей зависит исключительно от объемов товара, который им удалось успешно продать.
  2. Если брать для примера среднестатистический расчет, то в среднем торговые представители зарабатывают около 40000 рублей за один календарный месяц.
  3. При расчете уровня доходов также необходимо учитывать возможные расходы, связанные с осуществлением рабочей деятельности и непосредственных обязанностей. Большинство работодателей оплачивает расходы на проезд и телефонную связь, но некоторые компанию возлагают эти траты на своих сотрудников.
С учетом того, что некоторые компании лояльно относятся к свободному графику своих сотрудников, а также учитывая все перечисленные специфические факторы, невозможно назвать точный уровень заработной платы торговых представителей.

В зависимости от количества реализованного товара, положения компании и графика он может составлять от 20000 до 100000 рублей.

Требования к соискателям

Требования, которые предъявляются к кандидатам на должность торгового представителя, зависят только от пожеланий конкретного работодателя.

Некоторые организации ищут соискателей без опыта работы и каких-либо навыков и занимаются их обучением с начального этапа, другие предъявляют минимальные требования:

  1. Знание персонального компьютера на уровне пользователя или уверенного пользователя.
  2. Развитые коммуникативные навыки.
  3. Наличие среднего или высшего образования.

В зависимости от предлагаемого уровня заработной платы, специфики и сложности работы, а также других факторов, работодатель может предъявить и дополнительные требования:

  1. Наличие и готовность использовать в процессе работы личное транспортное средство.
  2. Самостоятельное возмещение расходов на телефонную связь и проезд.
  3. Успешный опыт работы в сфере продаж или на аналогичной должности, который обычно составляет не менее года.

Собеседование

Собеседование на должность торгового представителя требует особого подхода, поскольку эта должность предполагает в дальнейшем активную коммуникацию с другими людьми, а также наличие четкой грамотной речи и умения располагать к себе.

В связи с этим рекомендуется учесть следующие нюансы:

  1. С учетом специфики данной работы на собеседование рационально прийти в строгой одежде. Внешний вид соискателя должен быть официальным и привлекательным, но никак не отталкивающим от себя.
  2. При разговоре с работодателем необходимо проявить заинтересованность к вакансии, а также выглядеть уверенно и использовать грамотную и четкую речь. Ораторское искусство – это основное оружие в данной профессии, поэтому на собеседовании нужно продемонстрировать все свои способности.
  3. Самым неудобным моментом является вопрос интервьюера о причинах увольнения со старого места работы. Если опыта в аналогичной сфере не имеется, то следует рассказать о своих способностях и интересу к этой сфере деятельности, но если он все-таки имеется, то в качестве причин ухода с предыдущей работы лучше всего называть отсутствие перспектив в плане карьерного роста и заработной платы. В целом ответ может быть любым, но главное правило – нельзя отзываться в негативном ключе о своем бывшем работодателе.
  4. При вопросах о желаемой заработной плате всегда нужно называть сумму, которая на 20-30% превышает ожидаемую планку. Во-первых, низкая оценка своих возможностей насторожит работодателя, во-вторых, заработная плата зачастую назначается на 15-20% ниже той, которую называет соискатель.

Как стать торговым представителем

В большинстве случаев освоение данной профессии требует только среднего образования, поэтому стать торговым представителем может фактически каждое лицо, обладающее интересом к этому направления и имеющее хотя бы минимальные способности для осуществления коммерческой деятельности.

Наличие высшего образования обычно требуют только отдельные организации, в которых данная должность предполагает расширенный список обязанности, выводящий осуществление трудовой деятельности по этой специальности на совершенно иной уровень.

Подавляющее же большинство предприятий, особенно малого или среднего масштаба, ищут соискателей, в том числе и без какого-либо опыта работы, проводя соответствующее обучение и подготовку уже в ходе самой работы.

Плюсы работы торгового представителя

Многие люди выбирают для себя данную профессию, поскольку она обладает рядом неоспоримых преимуществ, например:

  1. Трудовая деятельность в данном направлении предполагает наличие некоторой свободы. Во-первых, многие организации лояльно относятся к свободному рабочему графику, во-вторых, разъездной характер работы исключает тотальный контроль каждого производимого действия со стороны непосредственного руководителя, а также спасает от ежедневной рутины, предполагая разнообразие.
  2. Отсутствие ограничений по уровню доходов. Почти ни одна компания не облагает лимитом сумму, получаемую от процентной ставки с реализации товаров, поэтому заработок чаще всего ограничивается только желанием самого сотрудника; количеством времени, отводимым на рабочую деятельность; личными возможностями и стремлением.
  3. Жизнь в движении, частые коммуникации и знакомства с новыми людьми позволяют пребывать в позитивном ритме, а также самосовершенствоваться с каждым новым рабочим днем.

Неудобства работы

Так же, как и любой другой род деятельности, обсуждаемая профессия иногда обладает и рядом недостатков. Основными минусами выбранного направления являются:

  1. Особенности восприятия данной сферы деятельности социумом и как следствие, соответствующее отрицательное отношение людей к представителям данной профессии. Вызвано это ложным мифом о том, что работа представителем не требует никаких знаний и осуществлять ее может каждый, поэтому представителей этого направления часто сравнивают с грузчиками или уборщиками по уровню сложности их деятельности. Это известное заблуждения, поскольку такая работа требует зачастую комбинированных навыков психолога, продавца, оратора, водителя, бухгалтера и инкассатора.
  2. Погода иногда готовит неприятные сюрпризы в виде невыносимой жары или лютых морозов, что является негативным фактором с учетом разъездного характера работы.
  3. Каждый человек обладает индивидуальным характером, поэтому иногда встречаются весьма сложные и проблемные клиенты. Необходимо обладать высоким уровнем стрессоустойчивости, чтобы не испортить собственное настроение на целый день после неудачной коммуникации с неприветливым клиентом.
Статья была полезна?
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
0,00 (оценок: 0)
Загрузка...
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий