Одной из проблем современного образования во многом является отсутствие обратной связи в звене «учебное заведение – предприятие», для которого готовятся кадры. Даже самые прекрасные учебные планы сегодня во многом не позволяют своевременно и полно оценить уровень подготовки выпускника даже профильного учебного заведения.
И проблема здесь не только в оторванности науки от практики, несовместимости теоретических знаний, предлагаемых учебными заведениями и требований уровня знаний и умений, необходимых студенту для самостоятельной практической работы на предприятии.
Устранить это препятствие в учебном процессе позволит написание производственной характеристики на студента, проходившего практику на предприятии.
Что это и когда необходим этот документ
В большинстве случаев характеристика на студента практиканта является необходимым документом, входящим в перечень документов о производственной практике или стажировке именно поэтому основными задачами при написании должны быть:
- раскрытие особенностей освоения студентом плана практики;
- участие в изучении производственного цикла предприятия, ознакомления с технологией производства;
- практическое участие в выполнении должностных обязанностей одного или нескольких лиц предприятия;
- раскрытие положительных сторон практиканта как профессионального, квалифицированного работника, указание на характерные системные ошибки в теоретической и практической подготовке учащегося.
В дальнейшем, после завершения стажировки характеристика прилагается к отчетным документам, предоставляемым студентом для отчета о проделанной работе. С другой стороны, данный документ позволяет во многом раскрыть особенности проведения практических занятий и работ, выполненных студентом на практике, оценить сильные и слабые стороны методики обучения, внести коррективы в учебный процесс.
Виды
При написании характеристики нелишне знать основные моменты, связанные с видами производственных практик студентов:
- ознакомительная практика – один из видов учебных занятий на предприятиях во время которых студент проходит знакомство с их структурой, основными технологическими процессами, в общих чертах проходит курс вхождения в профессию. Данная практика больше похожа на затянувшуюся экскурсию.
- технологическая практика – вид практики, в период которой студент целиком знакомится с технологическим процессом, на основании полученных ранее теоретических знаний производит стандартные расчеты и принимает участие в одном-двух производственных процессах.
- стажировка на должности – вид деятельности, подразумевающий практическое исполнение студентом конкретных должностных обязанностей сотрудника предприятия, с соответствующими правами и обязанностями как наемный работник.
Таким образом, при написании производственной характеристики руководителю практики нужно учитывать именно эти особенности.
Как написать характеризующий документ на студента
Написание подобного документа, должно быть согласовано с другими моментами, связанными с проведением учебного процесса на предприятии:
- организационные особенности проведения производственного обучения – наличие приказа по предприятию, определение сроков прохождения практики, назначение ответственного за производственное обучение;
- правовые особенности;
- статус практиканта;
- ответственные должностные лица за проведение формальных инструктажей и практическое их выполнение (это в случае прохождения стажировки на технологически опасном производстве);
- утверждение плана и календарного графика работы со стажером;
- руководитель стажировки со стороны предприятия и его взаимодействие с руководителем практики от учебного заведения;
- ответственность должностных лиц за документальное оформление итогов работы стажера.
Выполнение этих формальностей позволит в дальнейшем руководителю стажировки без особых трудностей отразить в характеристике:
- выполнение отдельных пунктов учебного плана;
- роль стажера, в освоении внесенных в план мероприятий, непосредственное участие в них;
- роль практиканта в освоении отдельных навыков и умений отдельных профессий на предприятии или ознакомление с технологическим циклом производства;
- результаты работы воплощенные в виде готовой продукции или комплектующих деталях, их качество, уровень технологической культуры;
Проект характеристики составляется непосредственным руководителем практики со стороны предприятия. Содержание документа, его правильность оформления и соответствие нормам и стандартам деловой переписки и оформления официальных документов проверяется руководством и утверждается руководителем предприятия.
Структура и основные данные
По своей структуре производственная характеристика по результатам практики на предприятии должна иметь следующие обязательные элементы:
- данные учащегося, проходившего стажировку;
- краткое описание предприятия, должности и сроков прохождения производственного обучения;
- основные вопросы, цели и задания, поставленные перед студентом на время прохождения обучения на предприятии, результаты, достигнутые в их освоении;
- наибольшие достижения и лучшие результаты, показанные учеником;
- недостатки и проблемные моменты, выявленные во время работы;
- личные качества, проявленные студентом во время практики, взаимоотношения студента и трудового коллектива;
- выводы и рекомендации по результатам производственного обучения.
Такого объема вполне достаточно чтобы увидеть полноту освоения студентом учебного плана, его отношение к избранной профессии, и дать в заключение вывода о полезности как для учащегося, так и для предприятия производственной практики, и полноты выполнения заданий на стажировку.
Правила оформления
Для оформления такого документа, как производственная характеристика используются общепринятые правила деловой переписки, а форма документа подразумевает:
- фирменный бланк организации;
- наличие отступов, интервалов;
- соблюдение правил орфографии и пунктуации%;
- в конце, документ обязательно должен быть подписан должностным лицом ответственным за практику студента;
- подпись визируется руководителем предприятия и заверяется печатью организации;
- в случае написания характеристики на отдельном листе, общий объем характеристики не должен превышать одной страницы, это общепринятый объем характеризующего материал;
- при использовании фирменного бланка предприятия обязательно проводиться его регистрация как исходящей корреспонденции.
Но кроме этого нелишне указать и то, с чем должна согласовываться характеристика:
- Для проведения практики студентам сегодня раздается дневник стажировки, как правило, он предоставляется в электронном виде и требует дальнейшего заполнения, как в электронном виде, так и в распечатанном виде от руки. В дневнике описываются все этапы прохождения практики, при составлении характеристики, руководителю нелишне оценить содержание дневника и соответствие написанного там реальным событиям.
- Характеристика пишется индивидуально на каждого практиканта. В обязательном порядке указывается имя, фамилия и отчество студента, наименование учебного заведения, факультет и специальность.
- Поскольку нет четко установленного формализованного образца производственной характеристики на студента, в основной части указываются сроки прохождения стажировки, полное наименование организации, с указанием участка или участков где проходили занятия, профессия или должность на которых стажировался студент.
- В начале документа уместно будет указать на достигнутые успехи или степень выполнения учебного плана. Далее, в описании, согласно, структурного плана краткими, не допускающими двузначности предложениями описываются основные моменты производственной практики.
- В заключение характеристики, делается вывод о полноте и успешности прохождения, учащимся стажировки.
Ошибки и нюансы составления документа
Как и при составлении любых других документов, характеризующие материалы по результатам стажировки могут быть составлены с нарушениями определенных правил и требований общеупотребительной лексики.
Чаще всего это проявляется:
- В частом использовании в документе профессионального сленга, то что в повседневной жизни не вызывает удивления и непонимания в официальном документе недопустимо.
- Составляется как итоговый документ за определенный период, и отдельные негативные моменты, связанные с упущениями или определенными нарушениями, не повлекшими тяжелых последствий, и в дальнейшем исправленные студентом в документе могут быть и упущены.
- При написании недопустимо использование личных оценок руководителя стажировки, при составлении документа следует быть как можно объективней и не допускать высказывания субъективного мнения.