Правила оформления характеристики с места работы

Мнения специалистов hr-службы о характеристике с места работы как к инструментарию при оценке персонала, разделились. Одни считают этот документ пережитком и наследием устаревшего кадрового делопроизводства, иные не спешат сбросить его со счетов.

Работники

Дорогой читатель! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону.

Это быстро и бесплатно!

Для чего нужна

Несмотря на противоречивые суждения вокруг характеристики, нужно понимать, что это официальный документ. Ее составление необходимо при внешних факторах:

  • для устройства на новое место работы;
  • по запросу от органов государственной власти, в т. ч. исполнительных или судебных;
  • по требованию правоохранительных инстанций;
  • для получения банковских кредитов;
  • для оформления опеки или попечительства и прочих.

В каждой компании возникает внутренняя производственная необходимость, а также разработана своя система мотивации сотрудников, поэтому документ используют:

  • при отправке сотрудника в ответственную или продолжительную командировку;
  • при горизонтальных или вертикальных ротациях;
  • при поощрениях или взысканиях за дисциплинарные нарушения;
  • при проведении аттестаций сотрудников для оценки личностных и профессиональных компетенций.

Вне зависимости от восприятия этого документа, знать правила его оформления просто необходимо.

Правила оформления

Характеристика с места работы не является бланком строгой отчетности. Утвержденного образца, как, например, формы по первичному учету кадров, нет.

Однако при составлении бумаги следует придерживаться определенных правил:

  • документ печатается на фирменном бланке предприятия (лист формата А4) с полным названием и банковскими, контактными реквизитами;
  • название набирается строчными буквами, его можно выделить полужирным начертанием, выравнивается по центру;
  • краткая биографическая информация указывается под названием с выравниванием текста по правому краю, основное содержание под ней – по ширине текста;
  • соблюдаются правила оформления текстовых форматов: шрифт обычный, размером 12 (14).
  • содержание выдерживается в официально-деловом стиле от третьего лица в настоящем или прошедшем времени, указываются только значимые факты, исключаются лирические отступления;
  • составляет его непосредственный руководитель или представитель кадровой службы;
  • указывается дата формирования;
  • подписывает составитель и руководитель компании, подпись которого закрепляется печатью.

Составляя документ, следует помнить, что информация должна быть правдивой и достоверной, а поставленная подпись на любой бумаге означает наступившую ответственность.

Образец характеристики с места работы 1 – скачать бланк (в формате word)

Образец характеристики с места работы 2 – скачать бланк (в формате word)

Структура документа

Характеристика с места работы строится структурировано, и в ней указывается следующее:

  • заголовок бланка;
  • анкетные данные о сотруднике;
  • информация о трудовом опыте;
  • весомые моменты профессиональной деятельности;
  • оценка личностных и деловых компетенций работника;
  • сведения о получении дополнительного образования;
  • дата, название должностей, Ф.И.О. , подписи составителя и руководителя.

Если характеристика составляется с целью внутреннего использования в компании, то нелишним будет произвести оценку:

  • творческому потенциалу сотрудника;
  • волевых качеств;
  • карьерным стремлениям и ожиданиям.

Какую информацию содержит

Каждый пункт характеристики несет в себе лаконичные и полезные сведения:

  1. По центру указывается название документа: ХАРАКТЕРИСТИКА.
  2. О сотруднике, первый абзац: фамилия, имя, отчество в родительном падеже полностью того, на кого составляется бланк, год рождения, уровень полученного образования.
  3. Описание трудового опыта в организации: дата с какого периода работает/работал в компании, перечисляются занимаемые должности с указанием даты изменений в карьере.
  4. Производится всесторонняя оценка по критериям: исполнение обязанностей и задач, профессиональная компетентность, этика поведения, личные качества и управленческие навыки, наличие поощрений и взысканий:
    • какие объемы охватывает сотрудник, укладывается ли в сроки выполнения, качество работы, умеет ли планировать свои действия; пользуются ли коллеги его результатами;
    • уровень владения профессиональными знаниями и навыками, умение формировать свою точку зрения, инициатива и готовность к действиям, способность накопления, обновления и творческого применения опыта;
    • поведенческая линия в коллективе, стиль общения с коллегами, подчиненными и окружающими людьми, умение сотрудничать, исполнение, принятых в компании правил поведения или режимных инструкций;
    • оперативность мышления и восприятие новых задач, работоспособность и выносливость при увеличении нагрузок, чувство ответственности и самостоятельности принятия решений, способность к лидерству и влияния на окружающих;
    • убедительность при ведении переговоров; умение организовать, координировать, контролировать работу подчиненных; умение четко ставить задачи и давать профессиональные советы, способность объективно оценивать действия подчиненных и уметь мотивировать их;
    • наличие наград, премий, наиболее значимые профессиональные достижения, достигнутые во время работы в компании.
  5. Заключение составляется во внешних характеристиках и указывается организация/орган, который затребовал бумагу, например:
    • дана для предъявления в районный военкомат;
    • для предоставления в банковское учреждение;
    • для предоставления в ГИББД;
    • характеристика дана по месту требования – общая часто употребляемая фраза, используется в случае невозможности определения «просителя» документа.

Работники

Советы по составлению характеристики с места работы

Стоит выделить пару моментов, которыми следует руководствоваться при составлении документа:

  • Фразу в заключение: «характеристика дана по месту требования» лучше избегать. Правильнее и безопаснее указывать, куда она предоставляется. Любая информация, исходящая от компании, может быть использована против нее. В случаях, когда документ составляется по личному обращению сотрудника, характеристике присваивается исходящий номер и дата выдачи. О ее получении расписывается и ставит дату лицо, которому бумага выдана на руки.
  • Характеристика создается обязательно в двух экземплярах, второй бланк хранится в исходящей корреспонденции организации или личном деле работника.
  • Особого внимания заслуживают официальные документы, которые используются в судебных процессах. Правила оформления характеристики в таких случаях несколько иные. Судебные органы вправе запросить у работодателя документ с оценкой личностных качеств сотрудника, если тот привлекается к административной или уголовной ответственности. Эта бумага может сыграть важную роль при вынесении вердикта.
  • Зачастую в запросах не уточняется, какие конкретно сведения необходимы для разбирательства, здесь должен сработать принцип: «не навреди!». Поэтому перед написанием характеристики с места работы, во избежание причинения трудностей, консультацию адвоката и просьбы сотрудника следует учитывать.

Ошибки и нюансы

Официальные документы не терпят пренебрежительного отношения. Делая характеристику с места работы для сотрудника, следует внимательно вычитывать документ. Ведь любая бумага, выданная организацией, содержит в себе важную информацию о ней.

Предварительно стоит:

  • ознакомиться с личным делом и нюансами автобиографии работника;
  • давая оценку компетенциям, необходимо правильно расставлять акценты, уровню знаний и навыков присваивать значение: низкий, достаточный, хороший, высокий.
  • выслушать мнение коллег и собрать сведения о сотруднике;
  • привлечь непосредственного руководителя;
  • проанализировать достижения и взыскания;
  • не излишним будет провести внутреннее собеседование.

Отчего стоит уходить при составлении характеристики:

  • изложения должностной инструкции с подробным описанием функциональных обязанностей;
  • фискальных фраз и шаблонных утверждений;
  • субъективных рассуждений о личностных признаках;
  • употребления превосходной формы выражений;
  • приукрашивания и занижения достоинств.

Основные принципы составления документа – грамотность, информативность, объективность. Характеристика с места работы является отзывом о карьерной и социальной деятельности определенного индивидуума и резюмирует его трудовой опыт и общественное поведение.

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему - позвоните прямо сейчас:

Это быстро и бесплатно!

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars 0,00, (оценок: 0)
Загрузка...
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий